О мерах по защите прав обманутых дольщиков на территории Самарской области

Рекомендации участников думских слушаний на тему «О ходе реализации Закона Самарской области «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области»

21 июля 2017 года                                                                                       г. Самара  

Долевое строительство сегодня — это главный двигатель жилищного строительства, который обеспечивает более 80 процентов финансирования по строительству всего индустриального жилья в стране. Рынок долевого строительства вырос практически в три с половиной раза за последние семь лет. И за этот период более 3 миллионов участников долевого строительства смогли приобрести в собственность новую недвижимость. По данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации  в части долевого строительства, более 80% от общего объема индустриального домостроения составляют дома, строительство которых ведется с привлечением средств граждан. По итогам 2016 года прирост количества заключенных договоров долевого строительства составил 3,3% относительно 2015 года. В настоящее время на территории страны более 5,5 тысячи застройщиков возводят 14 тысяч объектов строительства с привлечением средств населения. Общая площадь этих объектов превышает 113 млн кв. метров. Количество действующих договоров участия в долевом строительстве по итогам 2016 года составило более 1 миллиона. В настоящее время фиксируется наличие 714 «проблемных» объектов в 67-ми регионах. В целях защиты интересов граждан — участников долевого строительства Правительством Российской Федерации существенно ужесточены «правила игры» в рамках жилищного строительства с привлечением средств граждан. В настоящее время Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят и направлен на рассмотрение в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона № 139186-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный Правительством Российской Федерации. Проектом определяется механизм действия компенсационного фонда, созданного в целях защиты прав граждан — участников долевого строительства. Следует отметить, что принятию вышеуказанного федерального закона предшествовала большая подготовительная работа, сформирована постоянная рабочая группа по его доработке. Кроме того, 3 июля 2017 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации прошли парламентские слушания на тему «Формирование эффективных законодательных механизмов защиты прав и законных интересов участников долевого строительства».   На территории Самарской области в целях урегулирования ситуации по завершению строительства и удовлетворению нарушенных прав граждан разработана и принята в полном объеме нормативно-правовая база, устанавливающая мероприятия по оказанию государственной поддержки гражданам — участникам долевого строительства многоквартирных домов. За счет средств областного бюджета осуществляется строительство жилых домов, жилые помещения в которых предоставляются обманутым дольщикам в соответствии с порядком, определенным Законом Самарской области от 16.03.2007 № 13-ГД «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области». Правительством Самарской области продолжается активная работа по сокращению количества проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, и возобновлению их строительства. На сегодняшний день в области в перечне проблемных находятся 42 объекта незавершенного строительства. На 30 из них был привлечён новый застройщик, по оставшимся идёт поиск нового инвестора. По результатам работы министерства строительства и органов местного самоуправления при поддержке Правительства Самарской области в 2016 году завершена достройка и осуществлен ввод в эксплуатацию 7 проблемных объектов. Всего в 2017 году запланированы к вводу 8 проблемных объектов, что позволит удовлетворить права более 1000 обманутых дольщиков. Кроме того, по информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Самарская область занимает лидирующую позицию среди регионов Приволжского федерального округа по количеству зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве, однако, несмотря на значительный объем объектов долевого строительства, на территории Самарской области сохраняется положительная динамика решения вопроса обманутых дольщиков и за последние пять лет не появилось ни одного проблемного объекта. Вместе с тем в ходе ведения данной работы выявляются вопросы, для решения которых требуется совместное участие регионов и Правительства Российской Федерации.  К таким вопросам относятся: – отсутствие точных сведений о количестве пострадавших граждан; – необходимость осуществления эффективного контроля со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за деятельностью застройщиков; – низкая эффективность процедур банкротства застройщиков и выплат возмещения пострадавшим дольщикам; – низкая прозрачность деятельности  застройщиков; – отсутствие эффективных механизмов привлечения застройщиков к уголовной ответственности за неисполнение принятых обязательств.   Обсудив основные проблемы, возникающие в ходе реализации мероприятий, направленных на решение проблем обманутых дольщиков, участники думских слушаний

РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Самарской Губернской Думе совместно с министерством строительства Самарской области: – привлекать представителей граждан — участников долевого строительства многоквартирных домовк участиюв разработке нормативных правовых актов, затрагивающих их права и законные интересы. 2. Самарской Губернской Думе: – образовать рабочую группу по совершенствованию нормативной правовой базы Самарской области в сфере регулирования отношений по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов, пострадавших от действий застройщиков (далее — рабочая группа); – изучить возможность внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части привлечения к уголовной ответственности застройщиков за создание финансово-строительных пирамид и нецелевое расходование средств граждан; – подготовить совместно с органами исполнительной власти Самарской области предложения по установлению персональной ответственности глав муниципальных образований за решение проблем пострадавших от действий застройщиков участников долевого строительства многоквартирных домов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования; – осуществлять контроль за ходом реализации органами исполнительной власти Самарской области и органами местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области мероприятий плана-графика («дорожной карты») по завершению строительства проблемных объектов, расположенных на территории Самарской области; – изучить опыт работы Алтайского края по решению проблем обманутых дольщиков.

3. Комитету Самарской Губернской Думы по строительству: – рассмотреть на заседании комитета Самарской Губернской Думы по строительству следующие вопросы: о практике предоставления и освоения компенсационных площадок и площадок, обеспечивающих завершение строительства проблемных объектов; о практике работы Самарского областного Фонда жилья и ипотеки по завершению строительства проблемных объектов.

4. Правительству Самарской области: – рассмотреть возможность обеспечения финансирования мероприятий, предусмотренных планом-графиком («дорожной картой») по завершению строительства проблемных объектов, расположенных на территории Самарской области; – изучить возможность разработки нормативных правовых актов, определяющих условия, порядок, сроки предоставления жилых помещений в рамках выполнения обязательств застройщиков в части удовлетворения прав граждан — участников долевого строительства; – рассматривать на заседании Правительства Самарской области информацию о проблемных объектах, по которым не определен новый инвестор-застройщик; – проанализировать в IV квартале 2017 года эффективность механизма процедуры банкротства застройщиков и выплат возмещения пострадавшим дольщикам.

5. Министерству строительства Самарской области: – актуализировать план-график («дорожную карту») по завершению строительства проблемных объектов, расположенных на территории Самарской области, с учетом выполненных мероприятий; – пересмотреть состав межведомственной комиссии по урегулированию вопросов долевого строительства на территории Самарской области с учетом: участия депутатов от каждой политической фракции, представленной в Самарской Губернской Думе; участия глав муниципальных образований в Самарской области; участия граждан — участников долевого строительства многоквартирных домов, пострадавших от действий застройщиков; изменений в кадровом составе профильных ведомств; – подготовить и направить в рабочую группу для обсуждения предложения: по внесению изменений в порядок проведения работы с юридическими лицами при определении условий их участия в реализации масштабных инвестиционных проектов, целью которых является обеспечение жилыми помещениями граждан — участников долевого строительства, пострадавших от действий застройщиков, при условии предоставления таким юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (приложение 9 к подпрограмме «Оказание государственной поддержки гражданам — участникам долевого строительства, пострадавшим от действий застройщиков» до 2017 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года (в части снижения требований к величине рентабельности инвестора (застройщика), а также внесения иных изменений, обеспечивающих прозрачность процедуры работы с указанными юридическими лицами); по совершенствованию требований к определению и порядку ведения очередности участников долевого строительства многоквартирных домов, включенных в перечень проблемных объектов, который определен Правительством Самарской области, и (или) сведения о которых содержатся в реестре граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, сформированном в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 403, которым необходимо предоставить жилые помещения вне соответствующих многоквартирных домов за счет юридических лиц (независимо от их организационно-правовых форм), которые обязуются реализовать масштабные инвестиционные проекты в целях обеспечения жилыми помещениями участников долевого строительства проблемных многоквартирных домов вне соответствующих многоквартирных домов (приложение 10 к подпрограмме «Оказание государственной поддержки гражданам — участникам долевого строительства, пострадавшим от действий застройщиков» до 2017 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года (с учетом практики применения).

6. Министерству строительства Самарской области совместно с Администрацией городского округа Самара: – включить в состав комиссии по подготовке правил землепользования и застройки городского округа Самара представителей министерства строительства Самарской области (по согласованию); – проработать механизмы, позволяющие: гражданам — участникам долевого строительства участвовать совместно с органами исполнительной власти в решении вопросов, связанных с завершением строительства объектов и вводом их в эксплуатацию, на всех этапах данной работы; обеспечивать ввод в эксплуатацию объектов, строительство которых начато до утверждения требований, установленных Решением Думы городского округа Самара от 2 февраля 2017 года № 175 «О внесении изменений в статьи 29, 30 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы                  от 26 апреля 2001 года № 61», без учета необходимости выполнения указанных требований.

7. Органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Самарской области: – проводить совместно с министерством строительства Самарской области отбор компенсационных площадок для застройщиков на территории муниципальных образований; – оптимизировать работу по формированию и предоставлению застройщику земельных участков, предназначенных для удовлетворения прав граждан — участников долевого строительства; – разработать планы-графики по завершению строительства проблемных объектов, расположенных на территории муниципальных образований; – активизировать работу по информированию граждан — участников долевого строительства о реализации мероприятий, направленных на завершение строительства проблемных объектов, расположенных на территории муниципальных образований.